+7-918-505-61-66

+7-919-870-05-41 (запчасти)

 

search cart

Navigation

Настройка заднего переключателя скоростей

   У каждого владельца скоростного велосипеда наступают времена, когда сзади, из района заднего переключателя начинают раздаваться неприятные звуки: цепь гремит или хрустит. Иногда переключатель перестает перебрасывать цепь на нужную звезду или же, наоборот, перескакивает за один шаг через две звезды. Почему это происходит? Просто сбились настройки переключения скоростей.

   В данной статье мы постараемся подробно описать процедуру настройки заднего переключателя скоростей. В материале используются общие рекомендации, которые применимы к большинству задних переключателей начального и любительского класса. Мы опишем основные этапы настройки заднего переключателя, детально обсудим возможные проблемы и способы их решения.

 

   Устройство и принцип работы заднего переключателя.

 

   Для начала попробуем разобраться с тем, как работает задний переключатель. Данное понимание может сэкономить уйму времени на настройку и обслуживание этого механизма.

 

Итак, 

 

   Задний переключатель (rear derailleur) – это механизм системы переключения передач, который позволяет перемещать цепь, пропущенную через его рамку и ролики, по звездам задней кассеты или, как ее называют в простонародье, трещотки. Перекидывание цепи осуществляется за счет перемещение переключателя вдоль оси кассеты (трещотки), так же переключатель может перемещаться в вертикальной плоскости для поддержания неизменного расстояния от задних звезд до ролика.

 

   Чаще всего в качестве привода переключателя используется тросовый привод, иногда гидравлический или электрический. Перемещение с маленьких звезд на большие осуществляется путем натяжения троса, а в обратную сторону за счет натяжения цепи.

 

   Чтобы натягивать и направлять цепь, у переключателя предусмотрено два ролика – натяжной и направляющий. Чем сильнее изношен ролик, тем менее четкое будет переключение передачи. Натяжной и направляющий ролик не взаимозаменяемы.

 

   По способу крепления заднего переключателя к раме различают два типа:

 

  • Под крюк – переключатель крепиться на втулку велосипеда. Такое крепление более надежно, но имеет сильный недостаток – при сильном ударе и поломке переключателя, ломается и втулка, что влечет большие затраты.

  • Под болт – такие переключатели крепятся либо к специальному отверстию рамы, либо через «петух» - специальный переходник между рамой и переключателем. Плюс петуха в том, что при сильном ударе не ломается ни ось, ни переключатель, а только петух. Цена петуха несопоставимо мала по сравнению с переключателем и втулкой.

 

   Перед тем, как приступить к настройке заднего переключателя нужно убедиться в том, что он не погнут.

 

   При слабом ударе или ином физическом воздействии (а иногда и просто от времени) петух может согнуться.

 

   Чтобы определить погнут ли петух, посмотрите на переключатель сзади. Направляющий и натяжной ролики должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, переходящая с одного ролика на другой должна проходить строго вертикально без каких-либо перекосов.

 

   Если вдруг ваш петух оказался погнутым, ни в коем случае не пытайтесь его выправить на велосипеде путем оттягивания заднего переключателя: рамка перекидки достаточно податлива и высок риск того, что вы ее погнете. Править петух лучше всего сняв его с велосипеда, либо же при помощи специального инструмента для выправления петуха.

 

   Ограничительные винты. На каждом переключателе имеются два винта (как правило в задней части или сбоку), которые призваны ограничить пределы движения цепи вдоль оси кассеты. Для того, чтобы цепь не соскакивала наружу, за последнюю маленькую звезду, отвечает винт ограничителя высокой передачи (на современных велосипедах он обозначается буквой или словом High). За то, чтобы цепь не соскакивала с большой звезды трещотки в сторону спиц колеса отвечает винт ограничителя низкой передачи ( обозначается буквой или словом Low). Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обе стороны, тем самым предотвращая соскок цепи. Таким образом, если мы будем ослаблять ограничители, то переключатели будут перемещаться на большее расстояние, если же будем закручивать винты, то движение переключателя будет ограничиваться.

 

   Как правило, ограничительные винты настраиваются один раз — на новых переключателях и в дальнейшем их не регулируют. Исключение: если нужно поменять трещотку. Если же возникает потребность в регулировке ограничителей в процессе эксплуатации, то скорее всего у вас погнулся петух или же рамка переключателя.

 

   Регулировочный винт натяжения троса. Помимо указанных винтов, на переключателе есть еще один «барашек», который отвечает за регулировку натяжение троса. Чуть позже мы опишем как и на что это влияет.

 

Настройка заднего переключателя.

 

   С теорией закончили, приступим к практике.

 

1. Настройка ограничителя высокой передачи (Н)

   Как кратко описывалось выше, ограничитель высокой передачи служит для того, чтобы цепь не соскакивала с малой звезды в стороны рамы и не застряла между кассетой и дропаутом ( этим словом называется «ушко» на раме при помощи которого к ней крепится ось втулки колеса).

   Чтобы отрегулировать ограничение произведем следующие действия:

1. При помощи переключателей скоростей переводим цепь на самую большую звезду спереди (на системе звезд связанной с педальным узлом) и на самую малую звезду сзади.

2. Ослабить натяжение троса, выкрутив немного крепежный болт. Можно выкрутить его до такой степени, чтобы тросик свободно перемещался в специальной канавке или же совсем скинуть его с болта.

3. Закрутить до конца регулировочные винты («барашки») натяжения троса на самом заднем переключателе, а также на рулевом переключателе - манетке ( если этот «барашек» предусмотрен конструкцией манетки).

4. При помощи отвертки, регулировочным винтом ограничителя высокой передачи H, перемещаем рамку переключателя так, чтобы ролики переключателя легли в одну вертикальную плоскость с малой звездой кассеты ( как на рисунке).

   Если закручивая регулировочный винт H по часовой стрелке, то рамка будет сдвигаться в сторону больших звезд (приближаться к колесу); выкручивая регулировочный винт против часовой стрелки — в сторону дропаута (будет удаляться от колеса).

5. Достаточно сильно натягиваем рукой и закрепляем трос крепежным болтом. Важно не затягивать крепежный болт с чрезмерным усилием, чтобы не раздавить и не «распушить» трос.

2. Настройка ограничителя низкой передачи (L)

   Ограничитель высокой передачи служит для того, чтобы цепь не соскочила с большой звезды кассеты и не попала в спицы. То есть, если винт будет недостаточно затянут, то это может привести к аварии, если же он будет перетянут — то не получится переключаться на самую большую звезду.

 

   Чтобы отрегулировать ограничение произведем следующие действия:

1. Переведем передачи таким образом, чтобы теперь спереди цепь лежала на самой маленькой звезде, а сзади — на самой большой.

2. Максимально выкрутим регулировочный винт L, чтобы он не ограничивал движение переключателя

3. При помощи отвертки, регулировочным винтом ограничителя низкой передачи L, перемещаем рамку так, чтобы ролики переключателя легли в одну вертикальную плоскость с большой звездой кассеты ( как на рисунке).

   Если закручивая регулировочный винт L по часовой стрелке, то рамка будет сдвигаться в сторону малых звезд (будет удаляться от колеса); выкручивая регулировочный винт против часовой стрелки — в сторону спиц (будет приближаться к колесу).

3. Точная настройка переключения передач

   Немного отвлечемся для понимания процесса переключения.

   Какие процессы происходят при переключении передачи?

   На руле велосипеда мы давим на рычаг (кнопку или вращаем рукоятку) манетки. Она проходит некоторое расстояние, вытягивает при этом трос и фиксируется запорным механизмом. В это время трос, проходящий по рубашкам двигается и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и перемещает вместе с собой цепь, которая вынуждена подняться на верхнюю звезду. И наоборот. Отщелкиваем рычаг манетки, трос ослабляется и под действием пружины рамка переключателя смещается от колеса, увлекая за собой цепь, которая перекидывается на соседнюю маленькую звезду. Переключение происходит дискретно (шагово) — один щелчок и один сдвиг рамки переключателя. Для того, чтобы цепь посредством роликов позиционировалась четко напротив нужной звезды, время от времени дискретность нужно подстраивать. Если переключатель настроен правильно, то в будущем придется только иногда подстраивать всю систему переключения из-за вытягивания тросика. Подстройка производится при помощи регулировочного винта натяжения троса.

 

1. Переключаемся на самую большую звезду впереди и самую малую звезду сзади.

 

2. На рулевом переключателе переходим на одну скорость вниз. Вращаем педали, цепь должна подняться на одну звезду:

2а. Если переход произошел успешно, то продолжаем переключать последовательно скорости вниз, а затем вверх и наблюдаем за переводом цепи переключателем. При правильном натяжении троса цепь переходит между скоростями легко и быстро.

 

2б. Если перехода не произошло, то это значит, что трос переключателя недостаточно натянут. Нужно повернуть «барашек» регулятора натяжения троса против часовой стрелки (в сторону к колесу). Лучше всего вращать «барашек» пошагово, по полоборота за раз и проверять.. Важно не перетянуть трос, так как это может привести к смещению цепочки переключения и некорректной работе на больших звездах. Поэтому нужно правильно отрегулировать переход цепи на первых двух шагах переключателя.

 

Точная настройка основана на следующих принципах:

 

- Переход на большие звезды регулируется натяжением троса.

 

если переход на большие звезды осуществляется замедленно, то трос недостаточно натянут — крутим регулировочный «барашек» против часовой стрелки.

 

- Переход на малые звезды регулируется ослаблением троса.

 

   если переход на малые звезды осуществляется замедленно, то трос недостаточно ослаблен — крутим регулировочный «барашек» по часовой стрелке.

 

   если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

 

 

4. Регулировка положения натяжителя.

   Данная регулировка производится на новом переключателе, при замене звезд кассеты или при смене длины цепи. Также, возможно, понадобится осуществить ниже описанные действия в случае снятия-установки заднего колеса.

   В современных переключателях есть два подпружиненных рычага. Нижний ( A-pivot) поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звезды. Верхний (B-pivot) осуществляет движение рамки назад к большой звезде.

   Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач. Как правило, на большинстве переключателей есть возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага (B-pivot) с помощью специального регулировочного винта (B-tension adjuster). При помощи этого винта регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде.

   Чтобы настроить положение натяжителя нужно:

1. Переключить передачи так, чтобы впереди цепь лежали на малой звезде, а сзади - на самой большой звезде кассеты.

2. При помощи отвертки, регулятором положения натяжителя выставить зазор между направляющим роликом и звездой равным примерно 5 мм.

   При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх (приближается к звезде), увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения.

 

 

 

 

   Скорости необходимо переключать во время вращения педалей, причем при небольшой нагрузке. Придерживаясь такого правила, скорости будут переключаться более четко, а срок службы переключателя будет максимальным.

 Хороших всем велопрогулок!

 

 

МЫ ПРИНИМАЕМ

КОНТАКТЫ

Ростовский офис:

Тел.:+7-918-505-61-66

 Email: dmitriy.guzenko@re-nova.com

Краснодарский офис:

Тел.: +7-918-681-59-04

Ставропольский офис:

Тел.:+7(928) 351-00-86

Top of Page